Шедевры против чернухи

Конец света наступает изнутри, вместе с деградацией и пошлостью

Театральная общественность страны, друзья, коллеги отметили в этом году двойной юбилей — 60-летие со дня рождения и 30-летие профессиональной актерской деятельности народного артиста России Андрея ТОЛУБЕЕВА. Толубеев хорошо известен в нашей стране. Он исполнитель разноплановых ролей во многих фильмах и радиоспектаклях, один из лидеров Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова, увлекательный рассказчик на телеканале «Культура», заместитель председателя Союза театральных деятелей... Можно долго перечислять «этапы его пути», но сегодня для нас главное: Толубеев — неутомимая, неисчерпаемая творческая личность и добрый, открытый человек. В середине 70-х годов мне довелось видеть на сцене прославленного БДТ его первые актерские шаги. Тогда они совершались под пристальным вниманием редчайшего режиссера и педагога Георгия Александровича Товстоногова.

Сын неповторимых и любимых зрителями актеров — народного артиста СССР Юрия Толубеева и заслуженной артистки РСФСР Тамары Алешиной — пришел в театральный мир не по стопам родителей. И не сразу. У юноши была мечта стать врачом, и он им стал! А вскоре оказался в театральном институте... Что это?! Не блажь ли? Да и сумеет ли он художественно мыслить и творить в масштабах товстоноговского БДТ, куда пригласил его гений?! Вопросов было много. Потому и находился Андрей Толубеев под неусыпным взором уникальных актеров, строгой театральной критики, многочисленных поклонников академического театра.

После успешно созданной роли Алексея в «Оптимистической трагедии», всем стало ясно — в театр пришел думающий, масштабный актер-труженик. За тридцать лет создано более 100 ролей на сцене и в кино. Можно было бы устать, поостыть, но нет, Андрей Юрьевич и поныне несет в себе нерастраченную энергию творца, мыслителя, общественного деятеля.

Достаточно посмотреть его работы в новых спектаклях («Маскарад» по Лермонтову и «Мотылек» Петра Гладилина) и телевизионную передачу «Время и место», чтобы убедиться в его неиссякаемом творческом огне, аналитическом мышлении и эмоциональной сдержанности, которые присущи людям сильным и волевым.


– Андрей Юрьевич, сейчас у старшеклассников остро стоит проблема выбора профессии и поступления в институт. Сегодня ее решить значительно сложнее, чем в пору вашей юности. Раньше молодым человеком чаще двигали мечта, романтика, нежели благополучие и достаток. Теперь все наоборот.

– Что говорить, сегодня определиться в жизни непросто. Но я глубоко убежден, что первичной для молодого человека должна быть все-таки мечта, тяга к той или другой профессии, а потом уж оплата, достаток. Я знаю людей, которые живут богато, ни в чем себе не отказывают, а легкости, радости бытия, душевного комфорта не испытывают. И есть у меня друзья — библиотекари, музейные работники, учителя, офицеры, которые, не имея элементарного достатка, живут радостнее и интереснее. Они и на помощь друг другу приходят чаще, и новую нужную книгу не пропустят, и мир, что вокруг, воспринимают с наслаждением.

– А когда вы лично следовали мечте — когда учились в Военно-медицинской академии или в театральном институте?

– Чтобы мой выбор профессии не показался легкомысленным, скажу два слова в «оправдание». Когда я заканчивал школу, Юрий Гагарин полетел в космос. Это был всеобщий триумф, всеобщее ликование. Мальчишки и девчонки поголовно хотели быть причастны к подвигу, к науке, к освоению неизведанного, таинственного космоса. Не стал исключением и я. Листая книжки о вселенной, я узнал о существовании космической медицины. В Военно-медицинской академии в то время был открыт специальный факультет. Поступил. Учился с удовольствием, но к моменту завершения учебы крупные исследования космоса стали сворачиваться, армия переживала очередные неприятности. Для нас, мечтателей, наступили нелегкие времена. Немногие смогли сохранить терпение. И я тоже. Мне тогда казалось, что жизнь остановилась. Лишиться возможности полететь в космос, это все равно, что при жизни умереть. Так бывает с молодыми людьми, потерявшими первую любовь.

– И что, от отчаяния пошли в артисты, благо театральная среда была для вас родной?

– Далеко не так упрощенно. Однажды я вдруг почувствовал, что театр — это целая галактика. Тогда-то я и понял, что из всех профессий, существующих на земле, есть для меня только одна — актерская, — позволяющая познать психологию монарха и раба, следователя и преступника, картежника и офицера. Я пришел на курс актерского мастерства Игоря Горбачева. С его помощью за годы учебы вошел в мир творчества. А Георгий Товстоногов, приняв в труппу всемирно известного театра, научил меня управлять собой, ориентироваться в художественном космосе так же уверенно, как подводник в морской глубине или космонавт на орбите. Мечта стала явью.

– В 1961 году Международный институт театра установил Всемирный день театра. Уже сам этот факт свидетельствует о значимости театрального искусства в жизни людей. И все-таки, что такое театр сегодня?

– Убежден, пока живо человечество, театр будет его вечным зеркалом, лекарем, советником и другом. Потому что он чувствителен и отзывчив. Если помните, у Бориса Пастернака стихотворение «Гамлет» начинается:

«Гул затих. Я вышел на подмостки,

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку...»

Строки эти в моем понимании и есть часть зашифрованной задачи театра. К тому же театр как живой собеседник может научить, и развлечь, и отвлечь.

– Ну все-таки, согласитесь, театр все меньше соответствует своему назначению, уступая натиску потребительства и похоти. Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин заметил, что «конец света уже наступает, наступает изнутри, вместе с деградацией и пошлостью, вместе с потерей внутренних ориентиров».

– Потому-то и необходим закон о культуре, о праве общества встать на защиту своего духовного здоровья. Весь мир вступил в борьбу с туберкулезом, раком, атипичной пневмонией и эти опасные болезни как может сдерживает. Таким же образом, уверен, можно защитить от вредных вирусов культуру и искусство. В Швеции, например, этот вопрос уже успешно решен: сетка вещания определяется не коммерческими целями, а интересами общества. Почему бы к нам не перенести этот опыт? Но самое главное — надо всей Государственной Думе, всем политикам и учителям перечитать заново итоговый документ всей жизни Дмитрия Лихачева — «Декларацию прав культуры». Там все сказано. И не надо нам делать вид, что этого документа не существует.
Строить и лечить всегда труднее, чем разрушать. Но мне думается, еще не поздно остановить откат государства в бедность. Нужно только противопоставить низменным интересам, чернухе, пороку все лучшее, что есть в запасниках нашей страны, вынести на экраны, в театры, музеи, школы наши шедевры литературы, музыки, искусства. Конечно, советы давать проще, однако я убежден, что только так можно выработать национальную идею, благодаря которой и произойдет объединение основных сил общества, способных возродить наше Отечество.


Андрей БОБЫЛЬКОВ
"Учительская газета" (Санкт-Петербург), №22, 31.05.2005

Hosted by uCoz