Андрей Толубеев:
"В вашей Драме сцена больше, чем в БДТ. Мы волнуемся"

Известный актер поделился соображениями о театре,
антрепризе, религии и интеллигенции

В Екатеринбурге проходят гастроли Большого драматического театра имени Товстоногова. Открыл гастроли спектакль «Маскарад» по одноименной поэме Лермонтова. Роль Арбенина в нем играет народный артист России Андрей Толубеев. Киношному зрителю этот актер знаком по сериалам «Агент национальной безопасности», «Бандитский Петербург» и еще 78 картинам, в которых он снялся. Актер рассказал журналистам о своем отношении к ряду явлений нашей жизни.

Об актерстве

В театре ничего не бывает «накатано». Забудьте об этом! Не верьте актерам, которые говорят, что это надо играть сосредоточенно, а здесь можно расслабиться. Это слова несостоятельных артистов. В театре все идет на живую нитку. Что-то не получается, но ты сжимаешь челюсти, берешь себя в кулаки и идешь дальше.

О «Маскараде» в Екатеринбурге

Очень тяжело собраться и пройти сквозь трагедию. Ваша сцена больше нашей. А ведь всякий лишний шаг нарушает гармонию. Меняется поворот, посыл другому актеру. Мы очень волнуемся за эти «лишние шаги». Важен и зрительский настрой. Мы же не дома. Дома и солома едома. А давать спектакли на гастролях – хождение по лезвию бритвы, которое входит в профессию актера.

О театральной классике и антрепризе

Совсем недавно актерам казались беспроигрышными бульварные пьесы, которые заполонили сцену с подачи антреприз. Теперь люди хотят вернуться к нормальному течению жизни на сцене. Уверен, им хочется сострадать и плакать, искренне смеяться и уходить от примитивного даже не юмора, а смешения людей. Подзабытые вещи – Толстой, Достоевский, Горький еще будут востребованы. Не говоря уже о Чехове. А бульварные пьесы – это наносное. Это все унесет ветром, волной, приливом и отливом.

Антреприза расставляет сети. В них попадаются те, кто себя хочет показать и деньги потратить. Потому что после спектакля похвастаться «был на Ахеджаковой и заплатил за это 5 тысяч рублей» – современный показатель, что ты в порядке. Я не веду речь о самой Лии Ахеджаковой, она блестящая актриса. Но я уверен: на антрепризу театральный зритель, воспитанный своим городом и своим театром, не пойдет.

Заметьте, в антрепризах играют одни и те же актеры. Это каста, которая зарабатывает деньги. Я их не осуждаю. Каждый зарабатывает по-своему. Я, например, веду передачи на канале «Культура». Кто-то снимается в кино, кто-то дублирует. За это нельзя попрекать! Но дело в том, что есть актеры, которые хотят участвовать в антрепризе, не играя в театре. Но числиться в театральной труппе, при этом, они хотят. Антреприза – заразное дело. Во времена развитого социализма это называлось чесом: поехать в провинцию и сгрести деньги по дворцам культуры. Это как елки. Но елки хоть имеют под собой благородную основу.

Об интеллигенции

Время одиночек прошло. На моей памяти решать проблемы общественного значения могли два человека: Лихачев и Лавров. К ним прислушивались. Сейчас мало личностей такого масштаба. Да, и не должен артист решать политические вопросы. Решить что-то может стая. Но когда интеллигенция сбивается в стаю, она перестает быть интеллигенцией. Люди ждут от артиста художественного образа, который направит и поможет жить. Это сложнее, чем решить вопрос власти. Не пройти в думу, не стать депутатом обидно. Но когда не справляешься с ролью, испытываешь более сильное чувство, чем обида: от этого удавиться можно.

Об идеологии

Наше государство потеряло идеологию. Раньше она была – прекрасная и романтическая. В одном из спектаклей я разбивал шкаф с собранием сочинений Ленина со словами: «Пусть дышит». Сейчас думаю: да лучше бы он не дышал! При всей его гениальности. Ушла идеология, поменялось и мое отношение к ее культовой личности.

О православии

Религия – это вера. Можно верить или нет. Нельзя осуждать за веру или ее отсутствие. Тем более, верующий человек не может осуждать за неверие. По его божьей правде. Он может сострадать другому, как несчастному, но не осуждать. Иначе это будет гордыня.

О свече Арбенина

Когда-то я пару раз ставил свечу перед тем, как играть Арбенина. Теперь не ставлю. По моему мнению, свечу не обязательно ставить в храме. Она должна зажечься внутри тебя. Ты сам должен так настроить себя, будто горит свеча. И все равно, чья она: Бога ли, партнера, твоей совести или твоей памяти.


Елена Мамонтова
"JASTMEDIA", 20.09.07

Hosted by uCoz